Портал по безопасности.
Проекты систем безопасности Типовые решения систем безопасности Чертежи и схемы подключений

Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Главная Статьи Статьи по охране и службе безопасности
Саботаж сотрудников: Распознать и обезвредить
Мобильная версия
Вход в личный кабинет
Регистрация, нас уже 5142
 - События которые нельзя пропустить
  • Вся информация в один клик

Саботаж сотрудников: Распознать и обезвредить (8034)

Опубликовано: 19 Мая 2013

Для начала стоит определиться с терминологией. В толковом словаре Ушакова для саботажа приводятся два определения. Во-первых, это умышленнонедобросовестное исполнение обязанностей, уклонение от работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости ee выполнения. Во-вторых, это стремление помешать осуществлению чегонибудь при помощи скрытого, замаскированного противодействия. Интересную трактовку термина «саботаж» можно найти в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, под редакцией А.Н. Чудинова: это прием борьбы труда с капиталом, состоящий в нанесении нанимателям всяческих убытков и притом такими способами, которые не предусмотрены прямо уголовным законом.
Цели саботажа
Двойственная природа термина выявляет существенные различия в целях, которые преследуют инициаторы саботажа. Исходя из определения саботажники могут оказаться инсайдерами, готовыми без тени сомнения нанести максимально болезненный удар по компании в отместку за некоторые действия руководства (например, взыскания, отсутствие продвижения по службе или повышения заработной платы), или вполне лояльными рядовыми сотрудниками, пытающимися повлиять на некорректную политику компании в отношении рабочего коллектива или спорные решения в развитии и продвижении компании на рынке.
Саботажники крайне редко преследуют материальные цели. Это ключевое отличие саботажа от обычных внутренних угроз, когда инсайдер заинтересован исключительно в наживе. Движущей силой саботажника являются эмоции: обида, месть, возмущение, жажда справедливости, желание достучаться до руководства, доказать собственную значимость, а никак не повысить свое материальное благосостояние.
Согласно данным компьютерной группы реагирования на чрезвычайные ситуации CERT (Computer Emergency Response Team) и Секретной службы США, в 84% случаев саботажники жаждут мщения, в 41% – хотят донести свою ярость до окружающих, 24% диверсантов с помощью саботажа выражают свое несогласие с политикой или культурой компании, а 12% – просто желают, что-бы их оценили по достоинству. При этом более чем в половине инцидентов у саботажника имеются одновременно несколько мотивов.
Степень воздействия саботажа будет различаться в зависимости от уровня эмоционального накала, сути проблемы, этики сотрудников, а главное от преследуемых ими целей (нанести ущерб или добиться конструктивного диалога).
Так, обиженный на руководство служащий, которого обошли очередным повышением, может желать только нанесения максимального ущерба работодателю, ему никакой диалог с начальством не нужен. Но возможна и ситуация, когда один или несколько неравнодушных работников наблюдают принятие спорных решений своим непосредственным начальством и пытаются с помощью саботажа достучаться до вышестоящего руководства. В последнем случае саботирование может носить очень мягкие формы, не выходящие за рамки законности, например уход с работы вовремя или выполнение исключительно оговоренных трудовым договором должностных обязанностей.
Таким образом, работодателям стоит опасаться в первую очередь деструктивного саботажа, в то время как саботаж конструктивный несет в себе рациональное зерно: его цель улучшить ситуацию в организации, решить конкретные проблемы коллектива, а не нанести ущерб или лишить компанию доходов. К сожалению работодателей, гораздо чаще встречается именно деструктивный тип саботажа, наиболее опасный для результативной работы компании, о нем и пойдет речь далее.
Опасности корпоративного саботажа
Залогом успеха современного бизнеса во многом является его непрерывное функционирование. Знающий слабые места в организационной или технической системе сотрудник способен нанести весьма чувствительный удар по компании, отправив, например, сообщения вызывающего содержания крупным партнерам и клиентам, уничтожив критически важные данные или опубликовав в открытом доступе конфиденциальную информацию. Подобные инциденты чреваты ухудшением атмосферы в рабочем коллективе и даже угрозой здоровью сотрудников организации, но львиная доля убытков имеет все-таки материальное выражение.
Работодатели зачастую заблуждаются, считая, что саботаж способен причинить исключительно косвенный урон. По данным CERT и Секретной службы США, 81% организаций, вследствие корпоративного саботажа, несет прямые финансовые потери. И потери эти существенны: менее половины компаний, ставших жертвами саботажа, лишились не более 20 тыс. долл., при этом каждый десятый случай саботажа обходится компаниям в более 1 млн долл.
Наиболее подверженным саботажу сектором являются телекоммуникации и информационные технологии, на их долю приходится более 60% подобных случаев, далее с большим отрывом следуют государственные структуры, на их долю приходится 16% случаев. При этом 82% пострадавших от саботажа организаций представляет частный бизнес.
Способы саботажа, которые используют диверсанты, довольно широки, наиболее часто встречаются удары по информационной системе или сети, саботаж торговых операций и информационный саботаж. Также случаются попытки причинить ущерб конкретным лицам и целевое нанесение урона репутации компании.
Потери от саботажа. Данные отчета CERT и Секретной службы США
Распределение случаев саботажа по различным секторам бизнеса. Данные отчета CERT и Секретной службы США
Портрет типичного диверсанта
В 98% случаев инициатором саботажа независимо от возраста и семейного положения выступает мужчина. Причем чаще всего диверсантами являются специалисты так или иначе связанные с информационными технологиями. При нынешнем уровне компьютеризации бизнеса именно они способны нанести компании наиболее болезненный удар.
Потенциальным индикатором вероятного саботажника может стать предшествующий неприятный инцидент на работе: увольнение (в 47% случаев), конфликт с коллегами (в 20% случаев), отсутствие повышения (13%). 85% всех диверсантов обижены или рассержены на кого-то, представляющего компанию. И жертвой саботажа может оказаться как этот «виновный в бедах» злоумышленника человек, так и компания в целом.
Также более чем в половине случаев коллеги характеризуют злоумышленника как вспыльчивого и раздражительного человека.
Как распознать диверсию и управлять ситуацией
Следует различать саботаж как разовую вредительскую акцию и длительные планомерные действия одного сотрудника или группы. В первом случае о факте саботажа становится известно довольно поздно, когда работодатель уже фактически сталкивается с отрицательными последствиями: недовольством оскорбленных клиентов, необходимостью восстанавливать уничтоженные данные или неизвестно откуда появившимися вирусами на корпоративном сервере компании. Фактически работодателю остается только ликвидировать последствия и пытаться минимизировать урон, нанесенный компании. Конечно же, можно заранее выявлять людей, потенциально способных на диверсию, и эта задача лежит в сфере деятельности кадровых специалистов еще на стадии отбора кандидатов на вакансии.
Второй случай дает внимательному руководителю гораздо больше возможностей для раскрытия и предотвращения саботажа. Снижение рабочих показателей в компании, пессимистичные настроения в коллективе, участившиеся опоздания сотрудников, задержки после обеденного перерыва, рост количества ссор и конфликтов между сотрудниками, подозрительно частые больничные и отгулы являются серьезным основанием для того, чтобы попытаться выявить недовольных, негативно влияющих на своих коллег.
Очень важно как можно быстрее выявить зачинщика саботажа и разобраться в его мотивах, чтобы пресечь развитие конфликтной ситуации. В крайнем случае, если с диверсантами не удается договориться, можно просто избавиться от людей, создавших эту ситуацию. Но это крайняя мера, которую по возможности следует избегать.
Если причина саботажа кроется в недовольстве коллектива формой управления и отношением начальства, возможно, имеет смысл пересмотреть свои подходы к руководству компанией, потому что именно руководитель является «цементом», скрепляющим коллектив.
Профилактика
И, разумеется, наиболее эффективным средством борьбы с саботажем являются профилактические мероприятия, ответственность за которые лежит на кадровой службе компании и ее руководстве:
  • проведение тщательной проверки кандидатов еще на этапе приема на работу, чтобы отсеять людей, не отвечающих духу организации и потенциально способных на конфликты;
  • сотрудникам должны быть ясны и близки цели и политика компании;
  • регулярное личное общение руководства с сотрудниками позволяет постоянно держать руку на пульсе и решать большинство конфликтов еще на стадии зарождения;
  • открытость информации об успехах и проблемах компании дает возможность сплотить коллектив и препятствует возникновению разногласий;
  • сотрудникам должна быть предоставлена разумная степень самостоятельности, чтобы они могли почувствовать свою причастность к успехам компании, ощутить чувство гордости за достигнутые результаты. Такой сплоченный коллектив будет очень сложно расколоть потенциальным недоброжелателям;
  • все сотрудники должны четко знать и понимать свои функции и обязанности;
  • важно использовать все доступные организации технические и организационные средства защиты конфиденциальной информации и критически важных объектов и ресурсов;
  • осуществление тщательного контроля сотрудников, имеющих широкие права доступа к информации и ресурсам организации.
Не все спокойно в Датском королевстве
Саботаж в любой форме – это сигнал для руководства компании, что существуют серьезные проблемы в управлении рабочими кадрами. И если саботаж принимал коллективные формы, возможно, стоит задуматься о стратегиях и принимаемых решениях.
В настоящее время необходимым условием эффективного функционирования бизнеса является непрерывность, и любая угроза, способная остановить производственные процессы, должна становиться объектом пристального внимания различных служб и руководства организации. Саботаж способен нанести компании ущерб не менее, а возможно, и более ощутимый, чем любая внешняя угроза, поскольку его эффект и последствия подобны удару в спину. Именно поэтому руководство компании, служба безопасности и кадровая служба должны предпринимать все усилия, чтобы избежать возникновения ситуации, способной нанести урон экономической безопасности предприятия.
Автор: Надежда Рязанкина
Источник: Журнал "Безопасность: информационное обозрение", №3-2012
Подписаться на публикацию новых статей.

Комментарии
Elen - 13 Февраля 2014 в 11:20
Не будем забывать, что всякая организация представляет систему. Человек входящий в неё становится управляемым заложником. Несогласных увольняют в лучшем случае.
Оставить свой комментарий



Дополнительно

Категории

Скачать последний проект
Система пожаротушения складов сахара на основе модульной ТРВ

Система пожаротушения строится на оборудовании НВП Болид. Входящая в систему пожарная сигнализации...
Скачать проект (5,81 Мб)
Самые читаемые новости этого месяца
Отзывы об использовании сигнализации EXPRESS GSM (29267 / 184)
НПО Сибирский Арсенал объявили о том, что теперь каждый желающий может оставить отзыв об их...
Кражи сотрудниками обходится компаниям США в $50 млрд в год (159 / 159)
Согласно исследованию Hiscox, американские компании, пострадавшие от кражи сотрудников, потеряли в...
Конференция PROIPvideo2018 - успей определить темы докладов (147 / 147)
PROIPvideo2018 – первая конференция для проектировщиков видеонаблюдения, где темы докладов будут...
Риски безопасности дронов и способы их защиты (144 / 144)
Коммерческое использование беспилотных летательных аппаратов для таких задач, как наблюдение и...
Каким должен быть современный ЦОД (122 / 122)
31 октября в Москве состоялся круглый стол на тему «Облачный ЦОД. Дата-центр как услуга». Эксперты...
© 2006—2017   ООО «Гермион»

При использовании материалов с сайта,
активная ссылка на портал обязательна.
Выбрать кнопку для своего сайта.

тел. (960) 510-55-00