Портал по безопасности.
Проекты систем безопасности Типовые решения систем безопасности Чертежи и схемы подключений

Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:


Главная Статьи Статьи по физической безопасности
Поведение в экстремальных условиях сотрудников службы ...
Мобильная версия
Вход в личный кабинет
Регистрация, нас уже 4984
 - События которые нельзя пропустить
  • Вся информация в один клик beta

Поведение в экстремальных условиях сотрудников службы безопасности (1831)

Опубликовано: 19 Мая 2013

Предупрежден – значит вооружен
Специалистами давно установлено, что во время стресса, наступающего в результате чрезвычайной ситуации, личностное своеобразие человека теряется на фоне инстинкта самосохранения. На смену житейским принципам приходят древние защитные механизмы, заставляющие человека в панике бежать из опасного места и совершать подчас безрассудные поступки. Тем более важно для тех, кто решил связать свою судьбу со службой безопасности, обладать специфическими навыками, благодаря которым в критической ситуации человек будет сохранять спокойствие и контролировать происходящее.
Помимо отработки физических навыков, составляющей основу тренингов военизированных подразделений, большое значение имеет специальная психологическая подготовка. Целью таких занятий является тренировка волевых качеств сотрудника – самообладания, наблюдательности, решительности, выдержки, психологической устойчивости. В результате учащиеся приобретают необходимые навыки, а их руководство получает представление о психологической устойчивости каждого из своих сотрудников, адекватности и эффективности предпринимаемых ими действий, что, в свою очередь, позволяет осуществить отбор кандидатов для прохождения более сложного уровня подготовки.
Результаты многолетних исследований военных психологов показывают, что лишь четверть людей, оказывающихся в местах ведения военных операций, способна управлять своими чувствами – в силу врожденных качеств или благодаря специальной подготовке. Остальные три четверти не владеют собой и нуждаются в твердом руководстве. При этом пятая часть даже опытных сотрудников спецподразделений испытывает трудности с самоконтролем при ликвидации последствий катастроф. В данной связи особое значение имеет психологическая подготовка людей, которые по своей профессиональной деятельности часто сталкиваются с экстремальными ситуациями - это в первую очередь представители силовых структур и организаций, занимающихся обеспечением безопасности граждан.
Перед лицом опасности
Сотрудники частных служб безопасности, как правило, не учитываются при составлении планов государственных сил чрезвычайного реагирования, и совершенно зря, поскольку во многих случаях именно частная охрана может совершить первые действия при наступлении экстремальной ситуации. Пока уполномоченные органы получают информацию о происшествии, оценивают ситуацию и прибывают на место, частная охрана уже может принять незамедлительные меры, благодаря которым будут спасены многие жизни.
К сожалению, многие частные охранные предприятия экономят на подготовке сотрудников служб безопасности, проводя их поверхностное обучение и полагаясь на то, что охранники получат необходимый опыт непосредственно на месте работы. Между тем способность управлять своим состоянием, подавлять панику и успокаиваться в кратчайшие сроки вряд ли возникнет сама по себе и должна быть приобретена в ходе специальных тренингов по отработке навыков действий в экстремальных ситуациях.
Ученые отмечают, что важнейшим элементом самоконтроля является восстановление глубокого и ровного дыхания, что позволит расслабиться и мышцам. Это необходимо еще и потому, что постоянное напряжение быстро приводит к переутомлению и, как следствие, к снижению умственных способностей, замедлению реакции. Для того чтобы быстрее успокоиться, можно представить мирный пейзаж, задать самому себе простые вопросы или попробовать вспомнить какие-либо даты или названия. Трата времени на подобное занятие в дальнейшем оправдает себя, поскольку от одного спокойного человека во время ЧС гораздо больше прока, чем от испуганной толпы.
В случае если экстремальная ситуация связана с агрессивно настроенным человеком и угрозой совершения им террористического акта, параллельно с применением релаксирующих методик рекомендуется оценить личность нападающего. Интерес для сотрудника военизированной охраны представляет не только комплекция агрессора и степень его адекватности, но также отличительные черты внешности и особенности поведения, которые сами по себе могут сказать многое. К примеру, чрезмерно возбужденное состояние, излишняя веселость, следы от уколов выдают в нападающем наркомана, а разговоры об особой роли нападающего в этом мире и его миссии свидетельствуют об обострении психического заболевания.
В дальнейшем следует поддерживать с нападающим вербальное общение, как можно дольше не переходя к физическому воздействию, чтобы избежать агрессии с его стороны. Целью общения является выяснение причин нападения – бред душевнобольного человека или чей-то заказ. Основные правила такого общения – не вступать с агрессором в спор, выслушивать его, но не принимать его сторону. Иными словами, даже если нападающий уверяет, что сегодняшним утром его дом посетили инопланетяне, не стоит разубеждать его в этом; гораздо эффективнее будет с максимально возможным интересом спросить, о чем они беседовали. Но не придумывать на ходу такую же историю о себе. «Чтобы понять, что другой человек пытается вам сказать, вы должны предположить, что то, о чем он говорит, – правда, и попытаться понять, в чем же заключается правдивость его высказывания», – рекомендует американский психолог Джордж Армитаж Миллер.
Если нападающих несколько, то опасность возрастает в геометрической прогрессии, поскольку выйти победителем из общения с несколькими агрессорами под силу только специалисту экстра-класса. Однако если нападение не было совершено сразу, стоит попытаться узнать, чего ждет группа нападающих. Для этого необходимо определить лидера группы и адресовать вопросы прямо или косвенно к нему. Для общения специалисты рекомендуют выбрать тон, близкий к языку лидера группы, без заигрываний и без оскорблений, а дальнейшее развитие ситуации зависит от физической подготовки сотрудника службы безопасности, намерений нападающих, возможности отступления и т.д.
Ситуация серьезно осложняется при проникновении агрессора или группы в дом или при любом их контакте с родными и близкими жертвы. В целом все вышеперечисленное применимо и в данном случае, но необходимо успокоить родных, убедить их не делать резких движений и не раздражать агрессоров. Хорошим приемом считается уговорить агрессора поесть – после этого он должен смягчиться, но лучше избегать совместного распития алкогольных напитков, если только в доме нет бутылок с «секретом», содержащих снотворные вещества.
Достаточно удачной считается методика, когда сотрудник службы безопасности не только контролирует ситуацию, а держится, образно выражаясь, на одну ступеньку выше нападающего, т.е. при любом стечении обстоятельств заставляет испытывать к себе уважение. Психологи рекомендуют взывать к обычным человеческим качествам нападающего, к примеру, при угрозе физической расправы можно спросить агрессора, какую выгоду он извлечет, если сделает кому-то больно?; если он выказывает страх – можно попытаться усугубить это переживание, если уместно – пошутить и опять же добиться улучшения расположения духа агрессора. При малейших признаках гнева – красноте лица, вздувшихся жилах и т.п. – владеющий определенными навыками должен выступить в роли психолога, чтобы успокоить нападающего и не дать ему навредить еще кому-либо.
Деятельность негосударственных структур правопорядка в России законодательно принята 20 лет назад, но тем не менее пока работ, посвященных вопросам психологической подготовки сотрудников частных охранных структур, крайне мало. Можно лишь надеяться, что после принятия нормативно-правового акта о служебной подготовке охранников вопросы психологического обеспечения частной охранной деятельности будут прорабатываться в нашей стране более подробно.
Автор: Иван Якименко
Источник: Журнал "Безопасность: информационное обозрение", №3-2012
Подписаться на публикацию новых статей.

Комментарии
Ola - 13 Февраля 2014 в 12:20
Устами статьи мёд бы пить, из происходящих ранее подобных событий не усматривается позыв к человеческим качествам с обеих сторон.
Оставить свой комментарий



Дополнительно

Категории

Скачать последний проект
Система пожаротушения складов сахара на основе модульной ТРВ

Система пожаротушения строится на оборудовании НВП Болид. Входящая в систему пожарная сигнализации...
Скачать проект (5,81 Мб)
Самые читаемые новости этого месяца
Отзывы об использовании сигнализации EXPRESS GSM (26462 / 201)
НПО Сибирский Арсенал объявили о том, что теперь каждый желающий может оставить отзыв об их...
Компания АЛПРО представляет оборудование и программное обеспечение для автоматизации парковок бренда АП-ПРО (228 / 149)
Компания АЛПРО расширяет спектр поставляемой продукции и предлагает вниманию своих заказчиков...
Ezviz – бесплатный облачный сервис от Hikvision! (8354 / 143)
Компания Hikvision Digital Technology запустила собственный облачный сервис для онлайн -...
Хорошая ли идея - установка фальшивых камер? (187 / 133)
Присутствие камер видеонаблюдения часто заставляет отказаться преступника от его неприглядных...
Macroscop в 2016: технологические итоги (183 / 133)
В 2016 году компания Macroscop выпустила две новые версии основного ПО, первую версию нового...
  • Портал по безопасности
  • Транспортная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • Пожарные машины
  • Пож.ру
© 2006—2017   ООО «Гермион»

При использовании материалов с сайта,
активная ссылка на портал обязательна.
Выбрать кнопку для своего сайта.

тел. (960) 510-55-00