Портал по безопасности.
Проекты систем безопасности Типовые решения систем безопасности Чертежи и схемы подключений

Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Главная Статьи Статьи про армию и военную технику
Бронированный долгожитель МТ-ЛБ
Мобильная версия
Вход в личный кабинет
Регистрация, нас уже 5114
 - События которые нельзя пропустить
  • Вся информация в один клик

Бронированный долгожитель МТ-ЛБ (4023)

Опубликовано: 13 Октября 2013

МТ-ЛБВ далеком 1964 году, когда в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на базе «гражданского» легкого транспортера МТ-Л был создан знаменитый МТ-ЛБ. Никто, вероятно, и помыслить не мог, что она свыше 40 лет будет находиться в боевом строю, что завод выпустит ее огромной серией — свыше двух десятков тысяч экземпляров - и что на базе МТ-ЛБ — внимание! — будет создано около 90 модификаций! Такого, пожалуй, история танкостроения не знала!
В прошлой статье мы рассказали об основных тактико-технических характеристиках базовой машины. Надо сказать, что они не сильно изменились со временем. Конечно, совершенствовались агрегаты и узлы, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база бронированного тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд.
Уже в самом начале «жизненного пути» у МТ-ЛБ появилась модификация МТ-ЛБВ, главное отличие которой от базовой машины состояло в ширине гусеничной цепи. Вместо стандартных 350 мм, ширина цепи МТ-ЛБВ составила целых 565 мм. Модифицированный тягач легко преодолевал болотистую местность, был незаменим в северных районах или при действиях в условиях значительного снежного покрова. И это неудивительно — его удельное давление на грунт вместо 0,48 кгс/ кв. см стало равняться 0,28 кгс/кв. см, что было меньше удельного давления человека на грунт!
Шасси МТ-ЛБ было использовано при создании около двадцати образцов различной боевой и вспомогательной техники.
По отзывам специалистов, неплохи были станции разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии CHAP-10 «Леопард». Антенна РЛС станции обнаруживала летящий снаряд на дальностях до 20 километров, бортовой компьютер по двум точкам траектории рассчитывал место, с которого был произведен выстрел, и передавал данные своей артиллерии, которая и уничтожала вскрытую цель.
МТП-ЛББыли незаменимы в войсках и машины технической помощи МТП-ЛБ с краном-стрелой грузоподъемностью в полторы тонны, различным ремонтным оборудованием, мощной лебедкой с тяговым усилием почти в 7 тонн, газосваркой.
Отлично зарекомендовали себя в войсках созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы, машины авианаведения «Трель», дорожно-землеройные машины «Восторг», санитарно-эвакуационные машины с медицинским оборудованием для оказания первой помощи раненым, разведывательные химические машины «Кашалот». Последние, кстати, прошли проверку на прочность в условиях почти боевых — им пришлось принимать самое активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
МТ-ЛБУС 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ — МТ-ЛБУ, не имевший пулеметной башенки. У этой модификации машины была несколько увеличена длина корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны, на ней был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи.
Многие из становившихся в армейский строй бронемашин имели названия различных животных. И логически «закольцевал» этот «зоосад» разведывательный комплекс «Зоопарк-1» — автоматизированная система обнаружения позиций артиллерии, минометов, реактивных систем залпового огня, стартовых позиций тактических ракет, определения их координат и обеспечения прицельной стрельбы своих огневых средств на дальностях до 45 километров. Технические возможности этого комплекса весьма высоки: его радар с фазированной антенной решеткой способен в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника обнаруживать до 70 вражеских позиций в минуту, одновременно сопровождать до 12 целей и выдавать их координаты на командные пункты наших средств уничтожения еще до того, как выпущенные противником снаряды или ракеты поразят определенные им цели. Комплекс «Зоопарк-1» имеет высокую степень автоматизации: его обслуживают всего три человека...
Все бы хорошо, но в 90-х годах прошлого столетия огромный парк МТ-ЛБ Российской армии чуть было не приказал долго жить: основной завод, производивший их, оказался за границей. Оставалось три пути: либо платить огромные деньги за запчасти и ремонт техники братьям-украинцам (единственный оставшийся в России завод по ремонту МТ-ЛБ в городе Белогорскс Амурской области не мог справиться с большими объемами работ), либо вообще отказаться от использования МТ-ЛБ, либо организовывать собственное производство многоцелевых транспортеров. Мы пошли по третьему пути. На заводе «Муромтепловоз» сначала стали делать капитальный ремонт тягачей, производить для них запчасти, а потом, по мере накопления опыта, наладили глубокую модернизацию МТ-ЛБ и их модификаций, в основе которой лежало стремление повышения огневой мощи машин. Этого требовала сама жизнь: как-никак за долгие годы службы техника и в особенности вооружение устарели морально.
Необходимо отметить, что после проведения капитального ремонта на «Муромтепловозе» ресурс МТ-ЛБ восстанавливался более чем на 80 процентов. Это объяснялось тем, что на заводе обеспечили стопроцентную замену всех резинотехнических и пластмассовых изделий, имевшихся в машине, всей электропроводки и осветительной арматуры, установили жесткий объективный инструментальный контроль деталей, проходящих дефектацию.
МТ-ЛБВМКВскоре в Муроме наладили производство самых современных бронемашин, оснащенных различными комплексами вооружения. Первой ласточкой стал МТ-ЛБВМК с новой башней, в которой устанавливался 12,7-мм пулемет «Корд». Затем появился вариант 6МА, в башне которого, взятой «взаймы» у БТР-80, начали устанавливать 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Была разновидность этой машины, в которой место крупнокалиберного пулемета заняла 23-мм пушка КПВБ.
Вслед за вариантом 6МА появился вариант МТ-ЛБ 6МБ, вооруженный 30-мм пушками 2А72 или 2А42 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Но и это не было пределом. В настоящее время на «Муромтепловозе» идет напряженная работа по установке на модернизированный МТ-ЛБ различных вариантов комплексов вооружений, включающих пусковые установки современных ПТУР. двуствольные 30-мм автоматические пушки ГШ-30В. ПЗРК«Игла»ит.д.
Изменилась и сама машина: в последних модификациях установлены современный двигатель, новая трансмиссия, механику-водителю теперь не приходится дергать за рычаги - вместо них появился, на манер БМП, элегантный штурвал, оружие стабилизировано в двух плоскостях, управление им осуществляется посредством электроприводов, появились новые прицелы, улучшенная оптика, установки пуска дымовых гранат, другая современная аппаратура.
Одним словом, из оружейного тягача, средства доставки боеприпасов и другого имущества, современный модернизированный МТ-ЛБ превратился в настоящую боевую машину, способную сказать свое веское слово в бою и на равных сражаться с противником.
К сказанному выше остается добавить, что многоцелевые тягачи по лицензии производились в Болгарии и Польше. Причем тамошние конструкторы в свое время тоже воспользовались уникальными возможностями МТ-ЛБ, создав на их базе большое количество модификаций: боевых машин пехоты с различным вооружением, самоходных минометов, противотанковых средств, САУ, командно-штабных, разведывательных, ремонтно-эвакуационных, медицинских и других специальных машин, зенитных самоходных установок, машин технической помощи, инженерной разведки, дистанционного минирования и т.д. О высокой надежности и функциональности наших тягачей говорит и тот факт, что в настоящее время они стоят на вооружении почти трех десятков стран, в том числе государств — членов НАТО.
Подписаться на публикацию новых статей.

Комментарии
Лара - 13 Февраля 2014 в 16:08
Ряд подобных машин были поставлены в части, где служил мой ребёнок. Большое счастье испытываешь прикасаясь к ним. Если бы мы знали свою историю, так бы нас и оценивали.
Toma - 13 Февраля 2014 в 11:28
Военные машины хороши для музеев и памятников, чтоб население помнило о потерях и знало историю настолько хорошо, чтобы могло не повторяться и не договаривалось не допустимыми средствами.
Оставить свой комментарий



Дополнительно

Категории

Скачать последний проект
Система пожаротушения складов сахара на основе модульной ТРВ

Система пожаротушения строится на оборудовании НВП Болид. Входящая в систему пожарная сигнализации...
Скачать проект (5,81 Мб)
Самые читаемые новости этого месяца
Спектрон-601 – номер один! (1964 / 266)
Многодиапазонный извещатель пламени во взрывонепроницаемой оболочке c повышенной устойчивостью к...
В учебном центре «РТСофт» стартует новый курс «Информационные технологии для моделирования и оптимального управления Microgrid» (1402 / 261)
Учебный центр «РТСофт» в октябре 2016 года приглашает на новый курс «Информационные технологии для...
Новые изделия компании "Альтоника" поступили в продажу (1983 / 249)
Компания "Альтоника" сообщает о начале продаж давно ожидаемых рынком изделий: Прибор...
Охрана периметра. Малогабаритные двухпозиционные радиоволновые извещатели «Призма-2/40Т» и «Призма-2/100НР3» (1505 / 220)
Периметровые средства охраны серии «Призма-2» уже несколько лет лидируют по продажам на нашем...
DIVITEC DT-HCVR04227: видео 720Р по коаксиалу на 1000 метров (1748 / 220)
Видеорегистратор с подключением до 4-х камер наблюдения, произведенный по технологии HDCVI,...
© 2006—2017   ООО «Гермион»

При использовании материалов с сайта,
активная ссылка на портал обязательна.
Выбрать кнопку для своего сайта.

тел. (960) 510-55-00